Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь.
Со сцены первого Белорусского государственного драматического театра, имевшего в своем составе солистов оперы, хоровую и балетную группы и небольшой симфонический оркестр, уже с 1920 года звучала народная музыка, ставились музыкально-драматические спектакли, отрывки из опер и балетов, а опера А. Даргомыжского «Русалка» в 1927 году прозвучала целиком. Но это были еще подступы к организации в Беларуси профессионального оперного коллектива.
В Минском, Витебском, Гомельском музыкальных техникумах во второй половине 20-х годов еще учились, делая первые шаги в искусстве и приобретая творческий опыт, те, кто несколько лет спустя станут основоположниками белорусского оперного искусства, гордостью музыкальной культуры республики.
Постепенно идея организации театра оперы и балета вырисовалась более четко: в 1930 году оперный класс Минского музыкального техникума, осуществивший к тому времени постановку ряда опер, был преобразован в Государственную студию оперы и балета. Студия явилась хорошей школой вокального и сценического мастерства для молодых белорусских артистов. За три года существования она сумела воспитать профессионально подготовленные творческие кадры, поставила оперы «Золотой петушок», «Кармен», «Евгений Онегин», «Царская невеста».
По решению ЦК КПБ и правительства Белоруссии 25 мая 1933 года в Минске был открыт Государственный театр оперы и балета. Труден был на первых порах творческий путь театра: не хватало опыта, ощущался недостаток в кадрах, не было своего помещения. Зато в избытке имелся горячий энтузиазм молодого коллектива.
Любителям оперного искусства памятны первые спектакли 1933 года — «Кармен» (режиссер Б. Норд), «Евгении Онегин» (режиссер О. Борисевич), «Пиковая дама» (режиссер Б. Мордвинов), проходившие под бессменным руководством дирижера И. Гитгарца. В них дебютировала совсем молодая певица — будущая легенда Белорусской оперы Лариса Александровская, поражая природной одаренностью, разнообразием граней таланта и широтой диапазона голоса (Кармен, Татьяна, Лиза).
К поколению создателей белорусского оперного театра относятся дирижеры И. Гитгарц, Н. Грубин, М. Шнейдерман; режиссеры В. Борисевич, П. Златогоров, Н. Смолич, И. Шлепянов; художники М. Бобышев, П. Вильямс, Б. Волков, Н. Коровин, С. Николаев; хормейстеры А. Бельский и Г. Петров; солисты Л. Александровская, Л. Алексеева, А. Арсенко, И. Болотин, Т. Боначич, В. Волчанецкая, М. Денисов, С. Друкер, П. Засецкий, В. Калиновский, Д. Кроз, Н. Лазарев, В. Лапин, В. Малькова, Р. Млодек, И. Муромцев, В. Таланкин, Г. Цепова, Я. Шетихин и др.
Молодой белорусский коллектив не случайно начал работу с освоения классического репертуара — это явилось отличной основой для приобретения профессионализма. К тому же белорусские композиторы в те годы еще только приступали к созданию национальных оперных партитур.
С течением времени обогащался репертуар театра, ставились все новые и новые произведения, вводились свежие исполнительские силы, менялись режиссерские и дирижерские интерпретации. Но первые оперы, поставленные театром, бережно сохраняются в репертуаре.
10 мая 1939 года премьерой оперы Е. Тикоцкого «Михась Подгорный» открылось собственное здание театра на Троицкой горе. Уже в июне 1940 года театр громко заявил о себе на Декаде белорусского искусства в Москве, где с огромным успехом были показаны три национальные оперы: «Михась Подгорный» Е. Тикоцкого, «В пущах Полесья» А. Богатырева и «Цветок счастья» А. Туренкова.
Во время Великой Отечественной войны театр продолжал работу в России — Нижнем Новгороде, а затем Коврове (Владимирская область). Концертные бригады белорусских артистов регулярно выезжали на фронт, выступая перед воинами Советской армии. Сразу после освобождения столицы коллектив вернулся в Минск и в декабре 1944 года открыл сезон премьерой оперы Е. Тикоцкого «Алеся».
Послевоенные годы в истории театра характерны накоплением национального репертуара, чему способствовал энтузиазм главного режиссера и художественного руководителя Л. Александровской. За постановкой оперы Д. Лукаса «Кастусь Калиновский» (1947) последовали «Девушка с Полесья» (2-я редакция оперы «Алеся», 1953), «Надежда Дурова» А. Богатырева (1956), «Ясный рассвет» А. Туренкова (1958), первый оперный спектакль для детей «Маринка» Г. Пукста (1955). В дальнейшем, на протяжении всех лет работы театр постоянно обращался к творчеству белорусских композиторов. С успехом шли оперы Н. Аладова, А. Богатырева, А. Бондаренко, Г. Вагнера, Е. Глебова, С. Кортеса, Ю. Семеняко, Д. Смольского, В. Солтана.
В бывшем Советском Союзе театр имел устойчивую репутацию одного из самых ярких и творчески жизнеспособных оперных коллективов Его высокий художественный уровень в разное время определяли такие известные дирижеры, как Онисим Брон, Владимир Пирадов, Лев Любимов, Татьяна Коломийцева, Ярослав Вощак, Владимир Мошенский, Геннадий Проваторов, Александр Анисимов; режиссеры Олег Моралев, Дмитрий Смолич, Юрий Юженцев, Семен Штейн, Вячеслав Цюпа, Маргарита Изворска-Елизарьева; художники Сергей Николаев, Евгений Чемодуров, Эрнст Гейдебрехт, Евгений Ждан, Вячеслав Окунев. Белорусская опера неизменно славилась прекрасными голосами и высокой сценической культурой солистов. Среди них — народные артисты Лариса Александровская, Зиновий Бабий, Юрий Бастриков, Исидор Болотин, Леонид Бражник, Николай Ворвулев, Лидия Галушкина, Анатолий Генералов, Валерий Глушаков, Светлана Данилюк, Людмила Златова, Михаил Зюванов, Клавдия Кудряшова, Тамара Нижникова, Николай Сердобов, Игорь Сорокин,. Нинель Ткаченко, Ирина Шикунова, Тамара Шимко, ... На белорусской сцене начали свою карьеру «западные» звезды Людмила Шемчук, Мария Гулегина, Вячеслав Полозов.
Белорусская опера многократно гастролировала на самой престижной сцене бывшего СССР — в Большом театре в Москве. Успешные гастроли 1940 года принесли театру почетное звание «Большой», 1964 года — «академический».
На сценах Большого театра Союза ССР и Кремлевского Дворца съездов были показаны спектакли:
1955 г. — «Девушка с Полесья» Е. Тикоцкого, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Страшный двор» С. Монюшко;
1964 г. — «Ясный рассвет» А. Туренкова, «Отелло» Дж. Верди, «Орестея» С. Танеева;
1971 г. — «Зорка Венера» Ю. Семеняко, «Хованщина» М. Мусоргского, «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова, «Аида» Дж. Верди;
1978 г. — «Джордано Бруно» С. Кортеса, «Седая легенда» Д. Смольского, «Лоэнгрин» Р. Вагнера, «Дон Жуан» В.-А. Моцарта, «Борис Годунов» М. Мусоргского;
1984 г. — «Тропою жизни» Г. Вагнера, «Новая земля» Ю. Семеняко, «Иван Сусанин» М. Глинки; «Волк и семеро козлят» А. Владигерова;
1990 г. — «Дикая охота короля Стаха» В. Солтана, «Кармен» Ж. Бизе.
2004 г. — «Хованщина» М. Мусоргского
Значительным событием 60-70-х годов стали постановки опер «Страшный двор» С. Монюшко (1952, постановка осуществлена впервые в СССР), «Орестея» С. Танеева и «Отелло» Дж. Верди (1963).
В 1970-е годы традиционная школа вокала, режиссуры и сценографии обогащается элементами современного театра, в чем важнейшую роль сыграла деятельность одного из лучших оперных режиссеров Семена Штейна. Он поставил на белорусской сцене оперы «Зорка Венера» Ю. Семеняко (1970), «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова (1971), «Фауст» Ш. Гуно (1972), «Джордано Бруно» С. Кортеса (1977). Масштабностью и глубиной интерпретации, прославилась его совместная с выдающимся дирижером Ярославом Вощаком, постановка оперы «Борис Годунов» (1974). Впервые на сцене театра были поставлены оперы В.-А. Моцарта «Дон Жуан» (1973) и Р. Вагнера «Лоэнгрин» (1977).
Из итальянской классики особо успешными были постановки «Сельской чести» и «Дон Карлоса» (1979). Последняя — одна из лучших режиссерских работ М. Изворска-Елизарьевой. Национальный репертуар в эти годы был представлен оперой «Андрей Костеня» (о К. Заслонове) Н. Аладова (1970), большим, массовым, современным по музыкальной и постановочной стилистике спектаклем «Джордано Бруно» С. Кортеса (1977, художник Е. Лысик), историко-психологической оперой Д. Смольского «Седая легенда» (1978) и оперой «Тропою жизни» Г. Вагнера по повести Василя Быкова (1980).
Из премьер 1980-х годов особо значимы два произведения С.Прокофьева: монументальная опера «Война и мир» (1985) и первая в СССР постановка «Маддалены» (1989). Трудности с освоением наисложнейшего музыкального материала, многоплановой драматургии и масштабной сценографии блестяще преодолели дирижер Г. Проваторов, режиссер С. Штейн и художник Э. Гейдебрехт. В 1987 году впервые в Беларуси осуществлена постановка оперы Р. Штрауса «Кавалер роз». 100-летию со дня рождения Якуба Коласа театр посвятил постановку оперы Ю. Семеняко «Новая земля» (1982). Конец десятилетия был отмечен созданием одного из лучших национальных произведений — вдохновенно-романтической оперы «Дикая охота короля Стаха» В. Солтана по повести В. Короткевича (1989). Мастерство композитора, дирижеров Я. Вощака и А. Анисимова, режиссера В. Цюпы, художника Э. Гейдебрехта, солистов Н. Костенко, В. Скоробогатова и В. Экнадиосова было отмечено Государственной премией Беларуси 1990 года.
В 1990-е годы линию расширения национального репертуара продолжили историческая опера «Князь Новоградский» А. Бондаренко (1992), «Мастер и Маргарита» Е. Глебова (1992) и «Визит дамы» Кортеса (1995). Крупным событием стала премьера оперы Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» (1994) в постановке дирижера А. Анисимова, режиссера М. Изворска-Елизарьевой и художника В. Окунева). Особенностью классических постановок этого периода стал переход на исполнение опер на языке оригинала. Были созданы новые постановочные версии спектаклей «Тоска» (1991), «Иоланта» (1993), «Риголетто» (1994),"Кармен" (1995), «Князь Игорь» (1996), «Травиата» (1997), «Паяцы» (1999), «Трубадур» (2001). После долгого отсутствия вновь поставлен шедевр русского классического искусства «Борис Годунов». В концертно-сценическом варианте впервые в Беларуси прозвучали оперы «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти (1999), «Набукко» (1999) и «Отелло» (2001) Дж. Верди, «Турандот» Дж. Пуччини (2000).
В последние годы коллектив Белорусской оперы осуществил постановки спектаклей «Богема» Дж. Пуччини (2002), «Хованщина» М. Мусоргского (2003) и детской оперы «Город мастеров» Г. Гладкова (2003). Постановка оперы «Хованщина» (музыкальный руководитель и дирижер Г. Проваторов, режиссер М. Изворска, художник В. Окунев) отмечена музыкальной общественностью и публикой как серьезная творческая удача коллектива. В апреле 2004 года состоялся показ спектакля на Новой сцене Большого театра в Москве.
В результате структурной реорганизации 1996 года театр оперы выделился из единого «ГАБТ оперы и балета» и существует автономно, деля с театром Балета здание с большой сценой и зрительным залом на 1137 мест. Сегодня Национальный академический Большой театр оперы Республики Беларусь имеет постоянный состав солистов (57 человек), хор (76 человек), оркестр (более 150-ти человек), творческий коллектив «Беларуская Капэла» и Детский музыкальный театр-студию.
В постановках опер, предполагающих хореографические номера или целые танцевальные акты («Борис Годунов», «Князь Игорь», «Пиковая дама» и др.), участвуют артисты Национального академического Большого театра балета Республики Беларусь. Большинство спектаклей идут на языке оригинала. Оперные спектакли играются 3-4 раза в неделю (традиционно по вторникам, четвергам и субботам), по воскресеньям даются утренние спектакли для детей.
Начиная с 1992 года, Белорусская опера регулярно гастролирует за рубежом. С ее искусством знакома оперная публика Бразилии (1997), Германии (1995, 1997, 1999-2003), Греции (1992), Израиля (1996), Испании (1993, 1994, 1996), Кипра (2000), Польши (1996), Португалии (1993), Швейцарии (1998-2001).
Ариадна Ладыгина,
доктор философских наук, профессор
В 2009 году после капитальной реконструкции здания было принято решение вновь объединить труппы в единый Национальный академический Большой театр оперы и балета.
В настоящее время в обновленном здании театра готовятся новые оперные и балетные постановки.
В июне 2009 года прошла премьера белорусской комической оперы Яна Давида Голланда «Чужое багацце нікому не служыць», реконструированной Владимиром Байдовым и Виктором Скоробогатовым по аутентичным партитурам композитора. Также немецким хореографом-постановщиком Дитмаром Зайффертом восстановлен балет «Тщетная предосторожность» на музыку Л.Герольда.
Заметными театральными премьерами 2010 — 2011 годов стали оперы «Набукко» Дж.Верди (дирижер-постановщик В.Волич, режиссер-постановщик М.Панджавидзе), «Тоска» Дж.Пуччини (дирижер-постановщик В.Плоскина, режиссер-постановщик М.Панджавидзе), «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова (дирижер-постановщик В.Плоскина, режиссер-постановщик С.Цирюк); «Шопениана» на музыку Ф.Шопена (балетмейстер-постановщик Т.Ершова, дирижер-постановщик О.Лесун), «Тристан и Изольда» на музыку Р.Вагнера (хореограф-постановщик Ю.Троян, дирижер-постановщик Н.Колядко), «Сильфида» Х.Левенсхольда (балетмейстер-постановщик Н.Долгушин, дирижер-постановщик В.Плоскина).
В декабре 2010 года в рамках масштабного культурного проекта — Минского международного Рождественского оперного форума театр принял более 150 гостей из России, Литвы, Латвии, Азербайджана, Сербии, Испании, Узбекистана, Украины. На сцене были представлены спектакли Большого театра Республики Беларусь — «Набукко», «Тоска», «Кармен»; «Травиата» и «Севильский цирюльник» Латвийской Национальной Оперы и Московского театра Новая Опера им. Е.В.Колобова, а также Гала-концерт с участием ведущих солистов театра и приглашенных звезд мировой оперной сцены.
В составе театра также работает творческий коллектив «Белорусская капелла», который занимается научной, издательской и концертной деятельностью, направленной на возрождение старинной белорусской музыки (в частности, по инициативе и при участии коллектива были осуществлены записи старинных белорусских опер «Агатка» и «Аполлон-законодатель», постановка оперы «Фауст»). С 1990 года при театре работает Детский музыкальный театр-студия. В его афише — 2 спектакля для детей.
За последние годы коллектив театра побывал более чем в 30 странах мира. Наверное, на географической карте скоро останется совсем мало государств, где хотя бы один раз не выступал театр оперы и балета Республики Беларусь: от Португалии и Испании до Японии и Китая, от Норвегии и Великобритании до Турции и Таиланда — везде коллектив нашел своих горячих поклонников.
http://belarusopera.by/